10 класс

10 класс
Виртуальная стена
Материалы к урокам и практическим работам
Программирование на языке Паскаль ПЕРЕЙТИ

Урок №26. Логические элементы компьютера

Урок №25. Построение логически высказываний с помощью таблиц истинности

Урок №23. Решение простейших логических уравнений

Урок №21. Логические  операции и операции над множествами

Урок №18. Кодирование звука

Урок №14.Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления

Урок №12. Использование  графов при описании процессов в окружающем мире

Урок №9-10. Информационные процессы. Передача и хранение информации. Обработка информации.
ПЕРЕЙТИ (видео) ПЕРЕЙТИ (презентация) 
Материалы урока

Урок №7. Двоичное кодирование

Урок №6. Законодательство РФ в области ПО

№ п/п

 

Тема урока

Материалы урока

 

Введение. Информация (18 часов) 
Тема 1. Введение. Структура информатики. Информация

 

1.      

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Информатика как наука и отрасль деятельности человека. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Основные подходы к определению понятия «информация». Понятие информации в частных науках. Философские концепции информации. Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Виды и свойства информации

Прочитать Введение с.5-10

Учить § 1 с 11-14

 

Тема 2. Представление информации

 

2.      

Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы. Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.

Учить § 2 с. 15-20

3.      

Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. Технические средства кодирования информации. Изменение формы представления информации.

Учить § 2 с. 15-20

4.      

Преобразование информации на основе формальных правил. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Практическая работа № 1. Кодирование информации

Учить § 2 с.15-20

ПР1 ПЕРЕЙТИ

 

Тема 3. Измерение информации

 

5.      

Измерение информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации

Учить § 3

6.      

Содержательный (вероятностный) подход к измерению информации

Учить § 4

7.      

Практическая работа № 2. Измерение информации

Повторить § 3-4 
ПР2 ПЕРЕЙТИ

8.      

Пересчет количества информации в разные единицы

Повторить § 3-4

 

Тема 4. Представление чисел в компьютере

 

9.      

Представление чисел в компьютере. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере.

Учить § 5

10.            

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.

Учить § 5

11.            

Компьютерное представление целых и вещественных чисел

Повторить § 5

 ПЕРЕЙТИ

 

12.            

Практическая работа № 3. Представление чисел

Повторить § 5

ПР3 ПЕРЕЙТИ

 

Тема 5. Логические основы компьютеров

 

13.            

Логические операции. Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений.

 Презентация
СКАЧАТЬ

14.            

 Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений

 

 

Тема 6. Представление текста, изображения и звука в компьютере

 

15.            

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Практическая работа № 4. Представление текстов. Сжатие текстов

Учить § 6 с. 43-45

ПР4 ПЕРЕЙТИ

16.            

Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования.

Учить § 6 с. 45-49

17.            

Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись.

Учить § 6 с.49-51

18.            

 Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Практическая работа № 5. Представление изображений и звука

Повторить § 6

ПР5 ПЕРЕЙТИ

 

Информационные процессы (17 ч) 
Тема 7. Процессы хранения и передачи информации

 

19.            

Хранение и передача информации. Носители информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации

Учить § 7

Презентация СКАЧАТЬ
Задания для ПР

20.            

Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств

Учить § 8

 

Тема 8. Обработка информации и алгоритмы

 

21.            

Обработка информации. Систематизация информации

Учить § 9 с 64-66

22.            

Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации

Учить § 9 с 67-68

Среда "Кумир" СКАЧАТЬ

23.            

Составление алгоритма управления работой исполнителя

Повторить § 9

24.            

Практическая работа № 6. Составление алгоритма управления работой исполнителя

ПР 6 ПЕРЕЙТИ
Презентация СКАЧАТЬ
Исполнитель Стрелочка СКАЧАТЬ

 

Тема 9. Автоматическая обработка информации

 

25.            

Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных

Учить § 10

26.            

«Алгоритмические машины» в теории алгоритмов. Определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной. Устройство и система команд алгоритмической машины Поста

Учить § 10

Алгоритмическая машина  Поста СКАЧАТЬ

27.            

Составление алгоритмов решения несложных задач для управления машиной Поста

Повторить § 10

28.            

Практическая работа № 7. Автоматическая обработка данных

ПР 7 ПЕРЕЙТИ
Презентация СКАЧАТЬ

 

Тема 10. Информационные процессы в компьютере

 

29.            

Информационные процессы в компьютере. Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем.  Архитектуры современных компьютеров. Неймановская архитектура ЭВМ. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.

Учить § 11

30.            

Этапы истории развития ЭВМ. Классификация и назначения аппаратных средств: устройства ввода, вывода, хранения и обработки информации. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств

Учить § 11

ПЕРЕЙТИ

31.            

Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ



 

 

Тема 11. Базовая система ввода/вывода. Оценка параметров компьютера

 

32.            

Процедура первоначальной загрузки компьютера. Назначение BIOS. Функции и задачи BIOS. Основные приемы настройки BIOS

Учить справочный материал Работы 2.4 с. 225-228

33.            

Средства тестирования компьютера

Учить справочный материал Работы 2.4 с. 228

 

Тема 12. Проект

 

34.            

Работа над проектом «Выбор конфигурации компьютера»

 

35.            

Работа над проектом «Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации»

 

 

Алгоритмизация и программирование

(28 ч)

Тема 13. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование

 

36.            

Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование. Этапы решения задачи на компьютере. Исполнитель алгоритмов. Система команд исполнителя. Компьютер как исполнитель алгоритмов. Система команд компьютера

Учить § 12

37.            

Классификация структур алгоритмов. Основные принципы структурного программирования



Учить § 13

 

Тема 14. Программирование линейных алгоритмов

 

38.            

Структура программы на Паскале. Система типов данных в Паскале. Правила записи арифметических выражений на Паскале


Учить § 14-16

Презентация СКАЧАТЬ

39.            

Оператор присваивания. Операторы ввода и вывода. Практическая работа № 8. Программирование линейных алгоритмов

Учить § 17 
Презентация СКАЧАТЬ
ПР 8 ПЕРЕЙТИ

 

Тема 15. Логические величины и выражения, программирование ветвлений

 

40.            

Логический тип данных. Логические величины. Логические операции. Правила записи и вычисления логических выражений

Учить § 18

41.            

Условный оператор IF

Учить § 19

42.            

Оператор выбора select case.

Учить § 19

43.            

Решение задач с использованием условного оператора и оператора select caseПрактическая работа № 9. Решение задач с использованием условного оператора и оператора select case

Учить § 20 
ПР 9 ПЕРЕЙТИ

 

Тема 16. Программирование циклов

 

44.            

Циклические алгоритмы. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием

Учить § 21

45.            

Операторы цикла while и repeatuntil. Оператор цикла с параметром for

Учить § 21

46.            

Цикл с заданным числом повторений. Итерационный цикл

Учить § 22

47.            

Порядок выполнения вложенных циклов. Практическая работа № 10. Решение задач с использованием операторов цикла

Учить § 22 
ПР 10 ПЕРЕЙТИ

 

Тема 17. Подпрограммы

 

48.            

Понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы. Подпрограммы-функции. Правила описания и использования подпрограмм-функций

Учить § 23

49.            

Подпрограммы-процедуры. Правила описания и использования подпрограмм-процедур

Учить § 23

50.            

Практическая работа № 11. Решение задач с использованием процедур и функций

ПР 11 ПЕРЕЙТИ

51.            

Решение задач с использованием процедур и функций

 

 

Тема 18. Работа с массивами

 

52.            

Массивы. Описание массивов на Паскале. Правила организации ввода и вывода значений массива

Учить § 24

53.            

Программная обработка массивов


Учить § 26

54.            

Программная обработка массивов

 

55.            

Максимальный и минимальный элемент массива. Сортировка массива

Учить § 26

56.            

Практическая работа № 12. Решение задач на обработку массивов

ПР 12 ПЕРЕЙТИ

57.            

Решение задач на обработку массивов.

 

 

Тема 19. Работа с символьной информацией

 

58.            

Правила описания символьных величин и символьных строк. Основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией

Учить § 27

59.            

Решение задач с использованием символьных величин и строк символов

Учить § 28

60.            

Практическая работа № 13. Решение задач с использованием символьных величин и строк символов

ПР 13 ПЕРЕЙТИ

61.            

Решение задач с использованием символьных величин и строк символов

 

 

Тема 20. Организация ввода-вывода с использованием файлов

 

62.            

Работа с файлами. Организация ввода-вывода с использованием файлов

Учить § 25

63.            

Решение задач с использованием ввода-вывода из файлов

 

64.            

Решение задач с использованием ввода-вывода из файлов


 

 

Тема 21. Комбинированный тип данных

 

65.            

Комбинированный тип данных. Записи. Декларация записи. Идентификация поля записи. Операции над записями. Доступ к полям записи. Оператор With

Учить § 29

 




Учебник предназначен для изучения курса информатики на базовом уровне в 10 классах общеобразовательных учреждений. Содержание учебника опирается на изученный в основной школе (в 7–9 классах) курс информатики. В учебнике рассматриваются теоретические основы информатики: понятие информации, информационные процессы, измерение информации, кодирование и обработка информации в компьютере. Излагаются принципы структурной методики программирования, язык программирования Паскаль. В состав учебника входит практикум, структура которого соответствует содержанию теоретического раздела учебника. Учебник входит в учебно-методический комплект, включающий также учебник для 11 класса и методическое пособие для учителя. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования.
СКАЧАТЬ


Практикум входит в УМК по информатике и ИКТ для старших классов наряду с учебником для базового уровня. Практикум состоит из трех разделов. Первый раздел предназначен для закрепления и повторения навыков работы с программными средствами ИКТ, изученными в основной школе. Второй и третий разделы содержат практические работы для обязательного выполнения соответственно в 10 и 11 классах. Помимо практических заданий ряд работ содержит необходимый справочный материал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий